ЗАМЕРЕТЬ ОТ ЗАМИРАЙЛО

23.04.2012

  • анимация 2

  • О некоторых ошибках в “современной” физике

  • Его величество снегопад



  • Идешь по Питеру и в каждом книжном магазине книги о Борисе Вальехо. Кстати, и в некоторых киосках тоже. Где он назван Вальехо, а где и Вальеджо. Ну есть и третий вариант -- Валледжо. В общем, ДВОЙНАЯ, если не тройная норма написания фамилии -- свидетельство того, что художник популярен и нужен...

    Вальехо прочно "прописался" в России. Вот любят его и все. Ну что ж, значит есть спрос. Тинэйджерам нравится... А между тем в русском искусстве был когда-то свой собственный жанр фэнтэзи. Пусть он и не назывался фэнтэзи. И одним из его главных представителей был замечательный русско-украинский художник-фантаст Виктор Дмитриевич Замирайло (1868 - 1939).

    Этот замечательный художник в одинаковой степени связан с Украиной и Россией. Он учился у крупнейшего представителя украинского символизма и модерна Николая Мурашко -- художника, близкого к мюнхенской школе и манере испанского академиста Игнасио Сулоаги. Много учился сам, запоем читал и хорошо разбирался в европейской классической литературе.
    Российская живописная и графическая фантастика мало известна. В 1960-е годы, когда не было слова фэнтэзи, она проходила по ведомству волшебной сказки. Туда относились ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ Врубеля, птицы с женскими головами, созданные Васнецовым и Билибиным, а также некоторые работы Сергея Малютина. Выяснилось, что фантастов было гораздо больше, только мы мало о них знаем...


    Отметим сразу, что у Замирайло были не только фантастические работы. Например, он создал шрифтовое оформление роскошной книги ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ. Причем задача была сложнейшей -- художнику предстояло начертать ВСЮ ПОЭМУ целиком. Каждая страница была законченной шрифтовой композицией, которая хорошо гармонировала с графическими иллюстрациями Виктора Васнецова.



    ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ - красивая подарочная книга. Хорошо, что она в конце 1980-х годов была репринтирована и этот шедевр графического искусства было можно купить буквально за копейки.
    У каждого художника-иллюстратора есть своя брэндовая книга. ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ обессмертила имя Замирайло. Но главным для художника все же был мир мрачных грез и роковых предчувствий. Отлично зная творчество Гюстава Доре, он удивительным образом выражал свои грезы и сны через стиль черно-белой графики с тонкими светотеневыми переходами.
    Итак, Замирайло можно назвать русским Доре или даже (из-за мрачных мотивов) русским Гойей. Но в его творчестве видно еще и увлечение известным художником-фантастом Альфредом Кубином. Это не касается реалистических работ, а относится главным образом к мрачным рисункам, отражающим сны и галлюцинации.
    Кубин был австрийским Замирайло. Увлечение гоголевским гротеском сказалось здесь в полной мере. Но не следует забывать и о пристрастии художника к сатире Свифта. Кубин в течение всей жизни думал над образом Гулливера, иллюстрировал свифтовский шедевр, тщательно обдумывая произведение великого английского сатирика.

    У Виктора Замирайло похожий круг интересов. Его привлекали Гойя и Доре, Беклин и фон Штук, а Гулливера хоть и не было в его творчестве, а все же ясно, что свифтовский гротеск ему не чужд.
    Символизм и модерн порождали сотни фантазийных произведений на самые разные темы. Замирайло быстро вышел в число выдающихся фантастов, подобно тому, как с фантастических рисунков и началась когда-то общеевропейская, а потом и мировая слава Альфреда Кубина. Любителей искусства подкупало, что он придумывал все новые фантастические существа. Они то были единичными, затерянными в сказочном пространстве образами, выделяясь на светлом фоне, то объединялись в целые сонмы.
    Герои Замирайло редко имеют биоморфный характер. Мы не найдем у него целых семейств драконов и русалок, как у некоторых европейских фантастов.

    Замирайло любил пустоту - заснеженные пустыни, бескрайние снежные равнины и это отличает его от Кубина, в графике которого находится место и для архитектурной среды. Средневековые замки, руины крепостей и подземелья создают атмосферу готического ужаса. В целом мир Кубина – это юдоль скорби, мир ночных кошмаров и непроходимых кафкианских лабиринтов. То же самое мы находим и в творчестве Замирайло. Его героям тесно в узком пространстве листа бумаги, они хотят куда-то вырваться. Еще бы. Ведь им постоянно угрожают какие-то хищные птицы и животные.

    Замирайло посчастливилось жить в 1920-е годы ХХ века. Эпоха была колоритной и очень живописной. Очень прочны были русско-немецкие связи, и гротесковые композиции в стиле Беклина и фон Штука украшали страницы журналов.

    Пока еще в нашем распоряжении нет полного каталога работ художника. Нет и исчерпывающей книги о нем. Все эти события - дело будущего. И когда я вижу штабеля книг о Вальехо, то думаю: "А может быть, когда-нибудь настанет черед и нашей фантастики? Ведь и готовая кандидатура русского Вальехо уже есть." Ведь, наверное, придет такое времечко,

    ...Когда мужик не фэнтези,
    И все ж не психоделику,
    А русскую фантастику,
    И питерские ужасы,
    Да притчи кафкианские
    В хорошем исполнении
    С базара понесет?"
    Впрочем, он же еще не осуществил запланированную транспортировку с базара Белинского и Гоголя.... Словом, я верю, что он понесет все ценное и значимое.

    Тогда и при упоминании драгоценного имени Замирайло у меня не будут спрашивать, кто, мол, это такой и за какую команду он играл.

  • анимация 2

  • О некоторых ошибках в “современной” физике

  • Его величество снегопад



  • Последние новости


    Формирование отчетов, связанных с розничной продажей

    Выберем меню «Отчеты» → «Розница». Здесь можно просмотреть следующие виды отчетов (рис. 305): Рис. 305 Выберем, например, пункт «Ведомость по товарам в рознице» и щелкнем по кнопке «Сформировать» – откроется отчет (рис. 306): Рис. 306 Формирование отчетов по запасам Вы...
    Читать далее »

    Заполнение справочника Номенклатура. Часть 4

    Щелкнем по кнопке «ОК». Теперь в нашем справочнике номенклатуры появился первый элемент в группе «Кондитерские изделия». Щелкнем по значку В левой части окна около строки «Номенклатура» – ниже развернется список групп. Из группы в группу можно также переходить, щелкая мышью по нужной группе в левой ч...
    Читать далее »

    Ввод начальных остатков НДС

    Ввод начальных остатков НДС осуществляется с помощью документа «Ввод начальных остатков НДС», который вызывается из меню «Документы» → «Дополнительно» → «Ввод начальных остатков НДС». В результате откроется окно (рис. 215), в котором щелкнем по кнопке «Добавить»: Рис. 215 По...
    Читать далее »

    Отчеты

    Отчеты вызываются с помощью меню «Отчеты». В результате выбора конкретного отчета открывается окно, в верхней части которого расположены кнопки «Настройка» (для настройки параметров отчета) и «Сформировать». Там же располагаются поля установки периода, организации и, возможно, других дополнительных пара...
    Читать далее »

    Ввод остатков задолженности по подотчетным лицам

    Информация об остатках задолженности по подотчетным лицам вводится с помощью документа «Расходный кассовый ордер», который вызывается из меню «Документы» → «Денежные средства» → «Касса» → «Расходные кассовые ордера». В результате откроется окно (рис. 212), в котором надо щелкнуть по кнопк...
    Читать далее »

    Ввод остатков товаров, переданных на реализацию

    Информация о начальных остатках товаров, переданных на реализацию, вводится документом «Реализация товаров и услуг», который вызывается из меню «Документы» → «Продажи» → «Реализация товаров и услуг». В результате откроется окно (рис. 207), в котором щелкнем по кнопке «Добавить»: Рис. 20...
    Читать далее »

    Формирование книги покупок и книги продаж

    Чтобы сформировать книги покупок и книги продаж, надо созданные нами документы отразить в управленческом и бухгалтерском, а главное, в налоговом учете (рис. 300). Произведем еще одну покупку и одну продажу, но уже с отражением этих документов в налоговом учете. 1. Откроем справочник «Контрагенты» и войдем в группу &laq...
    Читать далее »